10.04//2020
Что такое товарный знак? Так принято называть обозначение, с помощью которого определяют, какая компания владеет правами на данный продукт. Это основное средство индивидуализации. Когда компания выпускает новый товар или линейку товаров, разрабатывают специальный бренд. Бренд может относиться к одному или нескольким продуктам. Нередко организация владеет множеством различных брендов. В создание нового бренда входит разработка товарного знака и других визуальных элементов, которые отличают его от аналогичных товаров других компаний.
Разработка своего бренда, в том числе товарных знаков, это не только инструмент маркетинга. Без этого невозможно защитить имущественные права компании. Чужие изображения использовать нельзя, это нарушение прав других правообладателей. А если у компании не будет своих обозначений, она не сможет доказать, что продукт принадлежит ей. Кроме того, исключительное право компании на символику охраняют только после регистрации (п. 1 ст. 1477, ст. 1480 ГК РФ). Разработайте товарный знак и оформите его в Роспатенте. Правообладатель получает свидетельство, которое подтверждает его права.
Термин «товарный знак» используют в гражданском праве: в § 2 главы 76 ГК РФ сказано, какую роль играет это обозначение. В параграфе изложили:
В обиходе можно встретить словосочетания «торговая марка» или «товарная марка». По сути, они обозначают то же самое понятие. Однако разница между терминами «товарный знак» и «торговая марка» в том, что в законе второй вариант не используют. Юридически корректный термин – «товарный знак», именно его употребляют в ГК.
Также в законе присутствует понятие «знак обслуживания». Отличие между знаком обслуживания и товарным знаком в том, что первым термином называют изображения, которые компания использует для обозначения работ или услуг. А товарные знаки используют для обозначения товаров.
Когда говорят о товарных знаках, обычно подразумевают некий графический элемент. Однако виды товарных знаков не исчерпываются таким вариантом. В ГК сказано, что обозначение может быть:
Также закон допускает и другие варианты или их комбинации. Допускаются любые цветовые сочетания. Главное условие – чтобы товарный знак был уникальным (то есть обладал различительной способностью) и не совпадал с обозначениями других компаний до степени смешения. Задача товарного знака – выделить товар на фоне остальных. Если компания использует символику, похожую на известный бренд, она вводит потребителя в заблуждение и нарушает права владельцев бренда.
Когда даете разработчикам нового товарного знака задание, объясните, какие есть ограничения. Закон запрещает регистрировать знаки без различительной способности. Также не допускаются варианты, в которых есть только:
Подобные элементы в товарном знаке можно использовать в комбинации с уникальными элементами, если распространенные не занимают доминирующего положения в композиции знака. Также допускают комбинацию таких элементов, если она сама по себе является уникальной (п. 2 ч. 1.1 ст. 1483 ГК РФ).
По какой причине Роспатент не допустит товарный знак к употреблению, говорится в статье 1483 ГК РФ. Например, знак отклонят, если он:
Чтобы не потратить средства и время впустую, составьте подробное техническое задание для разработчиков. Укажите, какие элементы желательно включить в товарный знак, а какие включать нельзя.
Источник: www.law.ru