маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Что такое товарный знак, как пользоваться обозначением



10.04//2020

Электронный журнал «Юрист компании»


Товарный знак – это гарантия, что продукт отличат от других

Что такое товарный знак? Так принято называть обозначение, с помощью которого определяют, какая компания владеет правами на данный продукт. Это основное средство индивидуализации. Когда компания выпускает новый товар или линейку товаров, разрабатывают специальный бренд. Бренд может относиться к одному или нескольким продуктам. Нередко организация владеет множеством различных брендов. В создание нового бренда входит разработка товарного знака и других визуальных элементов, которые отличают его от аналогичных товаров других компаний.

Разработка своего бренда, в том числе товарных знаков, это не только инструмент маркетинга. Без этого невозможно защитить имущественные права компании. Чужие изображения использовать нельзя, это нарушение прав других правообладателей. А если у компании не будет своих обозначений, она не сможет доказать, что продукт принадлежит ей. Кроме того, исключительное право компании на символику охраняют только после регистрации (п. 1 ст. 1477, ст. 1480 ГК РФ). Разработайте товарный знак и оформите его в Роспатенте. Правообладатель получает свидетельство, которое подтверждает его права. 

Термин «товарный знак» используют в гражданском праве: в § 2 главы 76 ГК РФ сказано, какую роль играет это обозначение. В параграфе изложили:

  1. Что понимают под термином, кто получает право на обозначение и какие виды товарных знаков существуют (ст. 1477 – 1483 ГК РФ).
  2. Как следует распоряжаться товарными знаками и правами на них (ст. 1484 – 1491 ГК РФ).
  3. Как регистрируют обозначение (ст. 1492 – 1507 ГК РФ).
  4. Как защищают общеизвестные или коллективные знаки (ст. 1508 – 1511 ГК РФ).
  5. В каких случаях право на обозначение прекращают использовать (ст. 1512 – 1514 ГК РФ).
  6. Как защищают право на знак (ст. 1515 ГК РФ).

В чем разница между товарным знаком, торговой маркой и знаком обслуживания

В обиходе можно встретить словосочетания «торговая марка» или «товарная марка». По сути, они обозначают то же самое понятие. Однако разница между терминами «товарный знак» и «торговая марка» в том, что в законе второй вариант не используют. Юридически корректный термин – «товарный знак», именно его употребляют в ГК.

Также в законе присутствует понятие «знак обслуживания». Отличие между знаком обслуживания и товарным знаком в том, что первым термином называют изображения, которые компания использует для обозначения работ или услуг. А товарные знаки используют для обозначения товаров.

Какие варианты товарных знаков допускает ГК

Когда говорят о товарных знаках, обычно подразумевают некий графический элемент. Однако виды товарных знаков не исчерпываются таким вариантом. В ГК сказано, что обозначение может быть:

  1. Словесным. Под таким знаком понимают слово, группу слов, сочетания цифр, аббревиатуру или комплексный вариант из этих элементов. Товарный знак выполняют в конкретном шрифте.
  2. Изобразительным. Это любое графическое изображение без текстовых элементов. В обиходе такие товарные знаки называют логотипами. Обозначением может быть абстрактный элемент, некий персонаж и т. п.    
  3. Объемным. Например, в виде специальной узнаваемой упаковки.
  4. Комбинированным. Чаще всего это сочетание графики и шрифтов.

Также закон допускает и другие варианты или их комбинации. Допускаются любые цветовые сочетания. Главное условие – чтобы товарный знак был уникальным (то есть обладал различительной способностью) и не совпадал с обозначениями других компаний до степени смешения. Задача товарного знака – выделить товар на фоне остальных. Если компания использует символику, похожую на известный бренд, она вводит потребителя в заблуждение и нарушает права владельцев бренда.

Если товарный знак содержит недопустимые элементы, его не зарегистрируют

Когда даете разработчикам нового товарного знака задание, объясните, какие есть ограничения. Закон запрещает регистрировать знаки без различительной способности. Также не допускаются варианты, в которых есть только:

  1. Общеупотребительные элементы для обозначения товаров конкретного типа.
  2. Общепринятые символы и термины.
  3. Элементы, которые характеризуют товар (например, указывают на вид товара, его назначение или способ производства).
  4. Элементы формы товара, которая определяется в основном его свойством или назначением (ч. 1 ст. 1483 ГК РФ).

Подобные элементы в товарном знаке можно использовать в комбинации с уникальными элементами, если распространенные не занимают доминирующего положения в композиции знака. Также допускают комбинацию таких элементов, если она сама по себе является уникальной (п. 2 ч. 1.1 ст. 1483 ГК РФ).

По какой причине Роспатент не допустит товарный знак к употреблению, говорится в статье 1483 ГК РФ. Например, знак отклонят, если он:

  1. Представляет собой или похож до степени смешения на обозначения, которым не предоставляют правовую охрану (ст. 1231.1, ч. 2 ст. 1483 ГК РФ).
  2. Является ложным или может ввести потребителя в заблуждение о товаре или его производителе.
  3. Противоречит принципам нравственности, гуманности, общественным интересам.
  4. Похож на чужой товарный знак (ч. 6 ст. 1483 ГК РФ).

Чтобы не потратить средства и время впустую, составьте подробное техническое задание для разработчиков. Укажите, какие элементы желательно включить в товарный знак, а какие включать нельзя.

 

Источник: www.law.ru