маркетинговые исследования, сбор цифровых данных, оценка

Методология оценки НМА



10.10//2011

М. В. Семенова


Цели оценки.

Оценка — комплекс мероприятий юридического, экономического, организационно-технического и иного характера, направленных на установление ценности объекта оценки как товара. Цель оценки и дальнейшее ее использование должны быть четко сформулированы, так как от этого зависят стандарт оценки, объем и структура необходимой для оценки информации, возможные рекомендации оценщика.

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по проведению оценки как услуги третьим лицам, в частности по установлению рыночной стоимости объекта оценки, регулируется Федеральным законом.

Цели, для которых требуется оценка:

Стандарты оценки — нормативно закрепленные требования к выполнению работ экспертом по оценке.

Базы оценки.

Стоимость в обмене (exchange value) предполагает вероятную цену продажи при условии, что условия обмена объекта собственности известны обеим сторонам и сделка является взаимовыгодной.

Наиболее часто встречающейся формой этой стоимости является обоснованная (справедливая) стоимость (fair market value). Под ней понимается наиболее вероятная цена, выраженная в денежном эквиваленте, по которой в день оценки собственность могла бы перейти из рук добровольного продавца в руки добровольного покупателя в результате коммерческой сделки на открытом конкурентном рынке при условии, что обе стороны действуют компетентно и без принуждения.

При формировании рыночной стоимости необходимо учитывать следующее:

Стандарт рыночной стоимости рассчитывается всегда, когда заказчиком оценки является продавец.

Под стоимостью в пользовании (value in use) подразумевается стоимость объекта собственности в представлениях конкретного пользователя и с учетом его ограничений.

Так как стоимость в пользовании связана с потребностями конкретного субъекта, ее часто называют субъективной стоимостью. Наиболее часто используемой формой такой стоимости является инвестиционная стоимость (investment value) — стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов, имеющих определенные цели и критерии оценки инвестиционного проекта. Такая стоимость рассчитывается, как правило, исходя из данных, предоставляемых заказчиком оценки, без проверки их соответствия уровню спроса и предложения на рынке.

Ликвидационная стоимость — стоимость объекта ИС при вынужденной продаже, банкротстве. Определяется ликвидационная стоимость конкурсным управляющим в ходе инвентаризации и оценки всего имущества предприятия-должника. Для осуществления оценки конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Стоимость замещения определяется как наименьшая стоимость эквивалентного объекта ИС и рассчитывается исходя из предполагаемых затрат на создание или приобретение аналогичного объекта ИС с учетом износа объекта оценки.

Основными показателями, определяющими стоимость объектов ИС, по мнению авторов различных научных публикаций, являются:

Основаниями для бонификации (независимо от срока действия охранного документа на момент его оценки) могут служить критерии:

Основаниями для скидки по стоимости объекта ИС могут служить факторы риска, сопряженные с невысокой достоверностью исходных технико-экономических показателей, ошибками в методике подсчета оценочной стоимости при прогнозировании показателей эффективности использования оцениваемого объекта, низкой надежностью правовой охраны данного объекта и другими субъективными и конъюнктурными факторами.

Обязательная оценка.

Существуют условия проведения обязательного определения стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в случае вовлечения в сделку объектов оценки:

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические лица и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется настоящим Федеральным законом (оценщики), а с другой — потребители их услуг (заказчики).

Законодательство требует проведения денежной оценки активов также в случаях:

а) если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой не денежными средствами, составляет более чем 20 ООО руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик,
б) в случае безвозмездного получения объектов, которые приходуются на бухгалтерских счетах организации в оценке по рыночной стоимости на дату оприходования согласно Положению по бухгалтерскому учету «Доходы организации», активы, полученные безвозмездно, принимаются к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости; рыночная стоимость полученных безвозмездно активов определяется организацией на основе действующих на дату их принятия к бухгалтерскому учету цен на данный или аналогичный вид активов; данные о ценах, действовавших на дату принятия к бухгалтерскому учету, должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы;
в) в случае обмена при совершении бартерных сделок следует установить, что российские лица при совершении бартерных сделок представляют экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В системе бухгалтерского учета деятельности предприятия объекты НМР становятся большой и очень разнородной группой активов, характеризуемой как НМА. Учет и оценка НМА (неосязаемых активов) всегда вызывали много споров. Во многом это связано с трактовкой самого понятия «нематериальный актив».

Термин «материальный» (англ. tangible) происходит от латинского «tangere» и означает «касаться, осязать», иными словами все то, что имеет материальную, осязаемую сущность. В свою очередь, «нематериальный» (англ. intangible) означает неосязаемую, нематериальную сущность, которую нельзя ощущать, потому что ее субстанция невещественна.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ НМЛ — это часть имущественного комплекса организации, используемая в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящая доход. К НМА относятся исключительные права: на произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и другие НМА.

НМА весьма неоднородны по своему составу, характеру использования или эксплуатации, степени влияния на финансовое состояние предприятия и результаты хозяйственной деятельности, поэтому необходим дифференцированный подход к их анализу и включению в экономический оборот.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Единицей бухгалтерского учета НМЛ является инвентарный объект как совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства или договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта НМА также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).

В практической работе необходимо учитывать следующие принципы классификации и формирования НМА:

а) по степени участия в производстве:

б) по степени отчуждения:

в) по степени влияния на финансовые результаты предприятия:

г) по степени правовой защищенности.

д) по степени вложения индивидуального труда создателей НМА:

В состав НМА не включаются расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Тот факт, что объекту учета можно определить некоторое учетное наименование, указывает на то, что он идентифицируем и распознаваем. Момент идентификации, по оценке многих специалистов, весьма спорен. Тем не менее к НМА могут быть отнесены объекты, отвечающие следующим требованиям:

НМА учитываются бухгалтерией в двух способах учета: по первоначальной и остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость НМЛ зависит от источника их получения. НМА принимаются к бухгалтерскому учету в случаях:

При приобретении НМА за плату первоначальной стоимостью являются фактические затраты организации на приобретение, в которую включаются:

Имеется целый ряд НМА, стоимость которых может быть оценена только на основе затратного подхода. Методом сложения сметных затраченных средств определяется и учитывается стоимость результатов НИОКР, стоимость промышленных образцов, стоимость лицензий на право заниматься определенными видами деятельности и т. д. Стоимость определяется как итог затрат по расходам плюс предполагаемая прибыль.

При определении стоимости НМА для их бухгалтерского учета или для оценки в целях продажи обычно считается, что «к НМА относятся затраты предприятии в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определенные виды деятельности), брокерское место и т. п., торговые марки и товарные знаки и т. п.».